Фон:
Текст:
27412
13

Владимир Дубовик
16 января 2019 в 12:06
27412
13

Тянь-Шань на велосипеде — часть 1/5

Впервые опубликовано на форуме poehali.net

Общая информация

Велопоход по горному массиву Тянь-Шань (Киргизия) проходил с 24 июля по 08 августа 2017 года. Характер похода — спортивно-оздоровительный. Общая протяженность маршрута составила более 1 100 км, которые были преодолены за 16 ходовых дней. Всего было преодолено 16 основных перевалов, были посещены три самых крупных озера Киргизии (Иссык-Куль, Сонкёль, Чатыр-Кель) и несколько более мелких. Для возвращения в Бишкек использовался наемный транспорт.

Основная нитка маршрута: Аэропорт Манас — Бишкек — хр. Киргизский — пер. Кегеты — хр. Сонкёльтау — оз. Сонкёль — хр. Молдотау — гор. Байбичетау — дол. Колкагар — хр. Ойнакджар — хр. Ат-Баши — пер. Таш-Рабат — оз. Чатыр-Кель — дол. р. Аксай — оз. Кель-Суу — щель Куваткыштау — горы Безбельчир — горы Нарын-Тау — Нарын — ущ. Малого Нарына — хр. Капкатас — р. Болгарт и Бурхан — хр. Терскей-Алатау — пер. Арабель — дол. р. Джуку — оз. Иссык-Куль — Каракол — Бишкек.

Высотный профиль маршрута
Высотный профиль маршрута

Суммарный набор высоты составил более 20 тысяч метров.

Группа состояла из пяти человек:

  • Александр Наумов (Sasha) — руководство, навигация, аптечка и фотосъемка;
  • Роман Пахолков (PRomWad) — хозяйственная часть и видеосъемка;
  • Алексей Кирсанов (Lesha37) — веломеханик;
  • Александр Соловей (Alec) — далее по тексту Алик;
  • Владимир Дубовик (Hol) — казна, дневник и отчет по походу.

Мы пишем этот отчет для тех, кому будет интересно пройти нашим маршрутом. По ходу повествования мы покажем фото и расскажем о красотах этого региона, характере дорожного покрытия, проходимости дорог и перевалов, источниках питьевой воды, основных природных достопримечательностях встречающихся по пути. Поделимся информацией по техническому оснащению, рациону питания во время похода, достойных кафе и гест-хаусов, в которых мы останавливались в населенных пунктах. Дадим полезные и нужные рекомендации. Разумеется, в отчете представлены схемы и треки маршрутов с описанием каждого путевого дня.

Подготовка к походу

Поход был спланирован заранее, примерно за полгода. Примерно месяцев за пять были заранее куплены билеты на самолет. Летели Аэрофлотом по маршруту Минск — Москва — Манас (Бишкек).

Участники похода должны были заранее подготовить личное снаряжение и одежду, обслужить велосипеды, иметь накат с начала года примерно в 1,5 тыс. километров.

За неделю до выезда провели очную встречу, на которой проверили по спискам готовность личного снаряжения, распределили общее снаряжение. Обсудили бюджет затрат на поход и возможные риски связанные с утерей велосипедов авиакомпанией при перелете. Данный риск закрыли страховым запасом денег, который брали с собой на возможную покупку новых велосипедов и снаряжения в Бишкеке.

23 июля: День первый — Вылет

Аэрофлот нас не подвел, рейсы не переносились и мы, собранные и подготовленные, благополучно вылетели в Киргизию ровно по плану 23-го июля.

Пересадка в Москве и ночной перелет до Манаса — главного аэропорта страны, который расположен относительно недалеко от Бишкека, столицы Киргизии.

24 июля: День второй — Прикаточный

Тянь-Шань на велосипеде — часть 1/5

Тянь-Шань на велосипеде — часть 1/5

Аэропорт Манас — Озерное — Бишкек — Кок-Джар — Кои-Таш — Горная Маевка — Норус — Горная Серафимовка

Посмотреть и скачать трек на gpsies.com

Проехали: 78 км

Набрали: 1 070 м

Высота ночевки: 1 520 м

Рано утром, часов в пять, не сильно выспавшись, прилетаем в Манас. Манас — это вообще имя героя местного эпического эпоса. Очень эпического. Этак на 500 тысяч строк мелким шрифтом!

Получаем багаж, велики, фиксируем первые убытки и идем распаковываться. Делаем это сразу по выходу из аэропорта в небольшом укромном дворике около кафе сомнительного вида.

Для полноты понимая, что есть авиаперелет с велом, вот примерный перечень потерь. На Сашином байке сорвали седло, оторвали рог, погнули передний переключатель. Велосипеду Алика загнули большую звезду на системе. У Ромы примотанная к раме крупной и толстой стяжкой контактная педаль прилетела отдельно. Хорошо, что вообще прилетела, а то пришлось бы ему крутить одной ногой до самого Бишкека… Остальным досталось по мелочи.

Тянь-Шань на велосипеде — часть 1/5

Починились, собрались, упаковались, купили симку местного оператора и выехали из аэропорта в сторону Бишкека. Едем не по основной трассе, а по второстепенным дорогам, так меньше траффика и свободнее дорога. Вполне приличный асфальт. Отличная погода.

Горы возникли как-то вдруг. Поднимаешь глаза от дороги и видишь сквозь дымку высоко над собой острые вершины, на которых сияет снег под утренним солнцем. Кажется, что прямо в эти высоты ты сегодня и должен будешь карабкаться и не понимаешь, как это вообще возможно! Белые облака и чуть ниже их — белые ледники. Все так близко. Прямо перед тобой и над тобой.

Продолжаем ехать по шоссе. Одно время сворачиваем в сторону полей и пробираемся по полевым дорожкам через заросли тростника и конопли ростом выше человека. Да, тут все самое настоящее — Чуйская долина.

Конопля в рост человека
Конопля в рост человека

Перед Бишкеком покупаем и съедаем первый арбуз. Очень сладкий. Заплатили за него что-то порядка {replace32}nbsp;1,5. В пять раз дешевле, чем у нас.

В городе нас интересует банк (нужно поменять деньги на местные сомы), базар (где закупаемся продуктами на первый горный выход), веломагазин (Саше нужно новое седло), а также заезжаем в местную турфирму, где нас ждут баллоны с газом для горелок (мы решили не морочиться с бензином) и пропуска в погранзону с Китаем. На это ушло какое-то время, после чего мы выдвинулись на выезд из города.

Бишкек маленький, зеленый, шумный, пыльный и весьма грязный город, хоть и столица. Но такой же бедный, как собственно и вся страна. Старые дома, еще советских времен постройки, вдоль дорог проложены арыки, по которым течет вода — чистая в горах и мутная в долине. Жители города весьма разные, много азиатов (что не удивительно), но немало встречаем и людей славянской внешности. Говорят, раньше население Бишкека состояло на 70% из русских, потом они уехали.

Молодежь либо равнодушно смотрит мимо тебя, либо откровенно глазеет на нашу группу. Наверное, велосипеды вызывают этот интерес. Заметны элементы радикализма на религиозной основе по отношению к людям другой культуры. На базаре, Ромку за короткие велошорты, грозились зарезать. Вряд ли всерьез была эта угроза, но высказали ее по злому и громко.

Сам базар (мы были на Ошском базаре) очень колоритен, хотя в основном торгуют повседневной снедью. У нас так Комаровка, Червеньский и прочие Ждановичи выглядели в середине 90-х. Понравились ряды с сухофруктами и пряностями. Заметили одну особенность — тут никто никуда не торопится!

Леша копит силы
Леша копит силы

Очень тепло (на самом деле +37 С в тени). Проезжаем немного в сторону предгорья и останавливаемся на обед в живописном ресторанчике под названием Байбол. Кормят очень недурно!

После обеда продолжаем ехать асфальтом через населенку к горам. Крутим в равномерный тягун, изредка разбавленный небольшими взлетами. Очень жарко, благо магазинчики с холодной водой и напитками встречаются на каждом повороте.

LET'S GO! - пьется о-го-го!
LET'S GO! - пьется о-го-го!

Некоторым из нас понравился лимонный LET’S GO!, именной лимонный. Хорошо пьется и никакой химии в составе, даже сахара в меру. Брать именно лимонный!

Пошли горки
Пошли горки

Сворачиваем еще ближе к подножью гор и после Горной Маевки начинаются горки и седловины на мини-перевалах долины, по которой мы едем.

Первый наш горный хребет подходит справа к дороге. Его вершины уже рядом. Глаза высматривают перевалы, к которым ехать на следующий день.

В горы - это вон туда
В горы - это вон туда

На ночлег располагаемся у ручья в тихом и уютном месте. Ужинаем и пьем чай. Поход начался замечательно! Солнце заходит и к ночи начинает холодать.

Мечеть и минареты
Мечеть и минареты

25 июля: День третий — Разминочный

Тянь-Шань на велосипеде — часть 1/5

Тянь-Шань на велосипеде — часть 1/5

Горная Серафимовка — Тогуз-Булак — Карагай-Булак — р. Туюк — кумысолечебница «Белсаз» — пер. Бельсаз (1 942 м) — дол. Кегеты — водопад Кегеты — и далее по долине

Посмотреть и скачать трек на gpsies.com

Проехали: 53 км

Набрали: 1 745 м

Высота ночевки: 2 300 м

Доброе утро!
Доброе утро!

Ночь прошла отлично, мы хорошо выспались под шум ручья. Ну, а тот, кто не поленился высунуть голову из палатки и поднять глаза вверх мог увидеть бескрайнее ночное небо, усыпанное яркими звездами.

Асфальт заканчивается
Асфальт заканчивается

Начинаем втягиваться в походный ритм — утром подъем, завтрак, чай, упаковать вещи, свернуть палатки и поехали! Сегодня — к перевалам.

Вид на долину
Вид на долину

Тогуз-Булак — там есть небольшой магазин, выбор продуктов не сильно разнообразный, но те же пряники, воду, макароны купить можно. Асфальт продолжается до вершины первого безымянного перевала. Заехалось туда весьма легко.

Спускаемся к дороге на Ишпай
Спускаемся к дороге на Ишпай

Спуск был быстрый, частично по гравейке, местами попадались остатки дороги с более крепким покрытием.

Горный поток, железный мосток
Горный поток, железный мосток

Перед Ишпай сворачиваем в долину р. Туюк. Едем вдоль реки. Дорога грунтовая, каменистая, уклон градусов семь, набираем высоту.

Переправа через р. Туюк
Переправа через р. Туюк

Доезжаем до деревянного моста через реку. Делаем остановку и устраиваем небольшое купание.

Первое купание
Первое купание

После переправы идем по тропе вверх, градиент значительный.

Подъем тропой вверх по склону
Подъем тропой вверх по склону

Встретилась первая юрта. Хозяйка угостила куртом — это шарики сухого соленого сыра. Неплохо идут в жару с курагой и родниковой водой.

Курт - сухой соленый сыр
Курт - сухой соленый сыр

Идем из долины
Идем из долины

Продолжаем идти вверх по склону. Велосипеды ведем как девушек — под ручку. Уклон 15-18%.

Крутая тропинка
Крутая тропинка

Добираемся до перегиба хребта. Перед нами небольшая долина, по которой едем, продолжая набирать высоту.

Горное плато
Горное плато

В долине пасут скот — лошади, коровы. В конце долины расположена кумысолечебница «Белсаз». Там набираем чистой воды, а хозяева угощают кумысом.

Лошади на выпасе
Лошади на выпасе

Кумыс делают из кобыльего молока. Он имеет резкий кислый вкус, чем-то даже похожий на арбузный, но при этом хорошо освежает и утоляет жажду. Еще его как-то коптят, жаль не расспросили про технологию. По первому разу лучше много не пить, не больше одной чашки. Все же питье не привычное нам, может вызвать бурное естественное очищение организма.

На пути к перевалу Бельсаз
На пути к перевалу Бельсаз

Еще немного проезжаем вверх по грунтовой дороге и останавливаемся на вершине перевала Бельсаз. Перед нами виды на альпийские луга и склоны заросшие высоким темно-зеленым хвойным лесом.

Вид с перевала на спуск
Вид с перевала на спуск

Немного спускаемся и располагаемся у ручья на обеденный чай. Вода в ручье чистая и холодная. Собственно все наши обеды в походе, как правило, состояли из лепешки, рыбной консервы и чая с печеньем.

Отлично едем
Отлично едем

После обеда начинаем спуск в долину. Дорога грунтовая, с естественным щебнем. Пошли первые пробои колес от ударов по камням, слишком малое давление в камерах. Чинимся.

Спуск к ручью
Спуск к ручью

Спуск весьма быстрый, возникает азарт и руки отпускают тормоза. Но на предательских камнях у Саши срывает колесо и он падает. Повезло — отделался царапинами на колене и руках. Лечимся.

Сворачиваем в Кегитинское ущелье, начинается подъем к перевалу Кегеты. Дорога грунтовая, но очень хорошая, насколько это возможно в здешних местах.

Водопад Кегеты
Водопад Кегеты

Доезжаем до водопада, она расположен совсем рядом с дорогой и весьма популярен у туристов, путешествующих по здешним местам. Водопад не слишком большой и высокий, но тем не менее очень красивый.

Немного повеселились — Леша решил пробежаться под струями воды, падающей со скалы, и был весьма удивлен полученному результату.

Водопадный душ
Водопадный душ

Возвращаемся к велосипедам и продолжаем подъем. Встречаем местного представителя лесной службы, отдали 250 сом. Вроде за то, что едем по заповеднику, типа экологический сбор. Без чека, но с распиской.

В ущелье становится прохладно. Особенно тянет холодом от воды. От вершин вниз спускаются потоки остывшего на высоте воздуха.

Периодически попадаются небольшие турбазы. По одной видно, что заброшена и уже давно.

Уклон подъема не слушком крутой, но к концу дня усталость берет свое, едешь на самых маленьких передачах, скорость около 5 км/ч.

Идеальное место
Идеальное место

Подыскиваем место для ночлега, их встречаем не мало. В итоге останавливаемся на ровном возвышении, на котором достаточно места для наших палаток и походной кухни.

Пока готовится ужин, принимаем водные процедуры. Вода в ручье настолько холодная, что сводит пальцы.

Ужин. Вечерний чай. Изучение высотного профиля маршрута — наше любимое чтение на ночь. Ложимся спать.

26 июля: День четвертый — Перевал Кетегы

Тянь-Шань на велосипеде — часть 1/5

Тянь-Шань на велосипеде — часть 1/5

Дол. Кегеты — пер. Кегеты через Киргизский хребет (3 805 м) — р. Восточный Каракол — Джоналыш — Доналыш — Чоналыш — Карамойнок — Кызылтюбе — р. Восточный Суек

Посмотреть и скачать трек на gpsies.com

Проехали: 63 км

Набрали: 1 600 м

Высота ночевки: 2 150 м

Ранний подъем. Завтракаем и собираемся. Сегодня мы идем на перевал Кегеты. Выходим на маршрут в восемь утра.

На пути к перевалу
На пути к перевалу

Покрытие дороги весьма хорошее, но из-за градиента ехать не всегда легко, выручают ноги. По езде первый у нас Леша, пешком получается у Вовки, остальные просто равномерно набирают высоту в своем темпе.

Вершины Киргизского хребта
Вершины Киргизского хребта

Через пару часов подходим к перевалу. Подъем к нему вьется серой змеей, сначала через зону горных лугов, а на последних сотнях метров набора, между камней, скал и осыпей. Слева от перевала свисает ледник, от него текут ручьи с талой водой. Ниже они сливаются в небольшой поток, который устремляется вниз по ущелью.

Через горный ручей
Через горный ручей

Дошли до высоты примерно в 3 000 метров. Начинает ощущаться нехватка воздуха, дышишь в два раза чаще, все же высотная акклиматизация пока не полная. А может это просто дух захватывает от красот, что раскинулись вокруг?

У подножья перевала
У подножья перевала

Перекусываем сухофруктами и идем дальше. Стали попадаться тутошние представители грызунов — сурки. Жирные и шумные, но пугливые в этих местах.

Начинаются снежники
Начинаются снежники

Продолжаем набор высоты. Встречаем других туристов. К нам навстречу спускается пара из Германии, едут на подвесах. Леша догоняет группу из Нижнего Новгорода, они впереди нас примерно минут на 20.

Серпантин
Серпантин

При подходе к вершине перевала начинает портиться погода. Соседние вершины укутываются черными тучами, начинается гроза, доносятся раскаты грома, идет дождь. Температура падает примерно до 10 градусов. Утепляемся и одеваем мембраны.

Дождь над хребтом
Дождь над хребтом

Крутизна склона растет. Осталось не так уж и много, но эти последние сотня-две метров набора самые тяжелые. Леша где-то впереди, остальные идут медленно, с частыми остановками. Пульс временами вырастает так, что в голове начинают стучать мелкие молоточки. Алгоритм в этой ситуации простой — остановиться, отдышаться, передохнуть, пройти следующие метров 20-40 и снова отдохнуть. И так до самой вершины.

Тяжелый путь к вершине
Тяжелый путь к вершине

Ледник устраивает шоу. Из подтаявшего от дождя льда вырываются камни и с шумом устремляются вниз, подпрыгивая и производя резкий звук колющегося льда. Хорошая компенсация за испортившуюся погоду.

Ледник
Ледник

Перевал взяли в 13:15, Леша взошел первым. Вернее фактически закатил, вот такой вот «король горы».

Последний подъем
Последний подъем

На перевале собираемся вместе, делаем фото и в 13:30 начинаем спуск вниз.

На перевале Кегеты
На перевале Кегеты

Спуск очень неудобный. Круто и дорога усыпана камнями. Идти приходится все время пешком. Примерно до первого моста через поток, что течет от снежников этого склона хребта. Мы даже рады, что шли на перевал с другой, более пологой стороны.

Спуск с перевала
Спуск с перевала

Дальше уже можно ехать. Уклон становится более пологим. В одном месте перелазим через все еще не растаявший снежник. Потом сразу Саша и Леша бьют колеса на камнях. Саша — с разрезом покрышки.

На снежнике
На снежнике

Что ж, это хороший повод для обеда, пока идет ремонт. Делаем чай, перекусываем, чинимся, пакуемся и продолжаем путь.

Долина реки Восточный Каракол
Долина реки Восточный Каракол

Спускаемся ниже. Появляются первые стада и юрты чабанов. Великолепие этих мест и видов очень нас впечатляет.

Пасущиеся в долине отары овец
Пасущиеся в долине отары овец

Начинается затяжной пологий спуск в долину Восточного Каракола. Дорога отличная, позволяет держать хорошую скорость. Сам спуск имеет протяженность примерно 20 км. За время спуска по сторонам дороги наблюдаем различные гидротехнические сооружения, по которым вода направляется к полям, раскинувшимся в самой долине.

Речная долина
Речная долина

Приехали в населенку, селение Джоналыш. В первом попавшемся магазине пополняем запас продуктов. Магазины встречались и дальше.

Еще какое-то время едем дорогами между селениями. Надвигаются сумерки и мы подыскиваем место для ночлега. Становимся на ночевку в 19:00 на реке за садом, куда заехали по приметной тропе.

Мост через реку
Мост через реку

Читать продолжение — Тянь-Шань на велосипеде — часть 2/5

Обсуждение фотографии
Владимир Дубовик
Владимир Дубовик
16 января 2019 в 12:15

Василий Краморов
Василий Краморов
серьёзные какие перепады высот.. не только лишь все могут педали крутить, чтоб в такие горы взбираться.. а вот под горочку катиться - это мы любим.
16 января 2019 в 21:42
1

Владимир Дубовик
Владимир Дубовик
Василий, Самое трудное было в несколько перевалов просто тащить велик с велорюкзаком фактически на себе. При этом под палящим солнцем и температурой выше +50 С. Само собой высотная акклиматизация тоже важна.
17 января 2019 в 10:09

Алексей Звягинцев
Алексей Звягинцев
О! Шикарно!!! Жаль что я уже физически такое повторить не смогу...

Сам уже второй день пишу заметку про только что закончившийся круиз! Надеюсь, что завтра закончу и опубликую.
16 января 2019 в 12:32

Владимир Дубовик
Владимир Дубовик
Алексей, Сменить вел на байк - и в принципе весь маршрут, за исключением 2-3 перевалов (объезжаемы) можно повторить ;)
16 января 2019 в 14:28
1

Обсуждение фотографии
Александр Петрушин
Александр Петрушин
вот она какая, легендарная чуйская конопля-то... главное, не поддаться на агитацию и пропаганду сторонников легалайза.. а то, мы знаем, не все могут устоять..
16 января 2019 в 14:23

Григорий  Александров
Григорий Александров
Александр, для нужд медицина она очень полезная. и для народного хозяйства тоже. из конопли можно всякое делать. от одежды до мебели..
18 января 2019 в 11:41

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
Мишка Квакин
ну, вот как же так-то... хорошо хоть отремонтировать удалось..
16 января 2019 в 15:10

Владимир Дубовик
Владимир Дубовик
Мишка, Просто сорвали верх, но он долетел. Прикрепили обратно и какую-то часть маршрута оно еще послужило. А для страховки в Бишкеке купили новое.
16 января 2019 в 18:08
1

Максим Лукьянов
Максим Лукьянов
Владимир, очень хорошо, что модель ремонтопригодная и в крупном городе всегда можно найти замену сломанной части. это важно в таких путешествиях.
17 января 2019 в 07:43

Владимир Дубовик
Владимир Дубовик
Максим, Всегда готовимся к такого рода поломкам. Вплоть до того, что велосипед и снаряжение вообще не прилетит. Был такой опыт в Боливии...
17 января 2019 в 10:19

Обсуждение фотографии
Григорий  Александров
Григорий Александров
это ж всё время в гору... я бы умер 78 км так трудиться.. на километр вверх..
16 января 2019 в 22:29
1

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!