Впервые опубликовано на форуме
Общая информация
Велопоход по горному массиву Тянь-Шань (Киргизия) проходил с 24 июля по 08 августа 2017 года. Характер похода — спортивно-оздоровительный. Общая протяженность маршрута составила более 1 100 км, которые были преодолены за 16 ходовых дней. Всего было преодолено 16 основных перевалов, были посещены три самых крупных озера Киргизии (Иссык-Куль, Сонкёль, Чатыр-Кель) и несколько более мелких. Для возвращения в Бишкек использовался наемный транспорт.
Основная нитка маршрута: Аэропорт Манас — Бишкек — хр. Киргизский — пер. Кегеты — хр. Сонкёльтау — оз. Сонкёль — хр. Молдотау — гор. Байбичетау — дол. Колкагар — хр. Ойнакджар — хр. Ат-Баши — пер. Таш-Рабат — оз. Чатыр-Кель — дол. р. Аксай — оз. Кель-Суу — щель Куваткыштау — горы Безбельчир — горы Нарын-Тау — Нарын — ущ. Малого Нарына — хр. Капкатас — р. Болгарт и Бурхан — хр. Терскей-Алатау — пер. Арабель — дол. р. Джуку — оз. Иссык-Куль — Каракол — Бишкек.
Высотный профиль маршрута
Суммарный набор высоты составил более 20 тысяч метров.
Группа состояла из пяти человек:
Мы пишем этот отчет для тех, кому будет интересно пройти нашим маршрутом. По ходу повествования мы покажем фото и расскажем о красотах этого региона, характере дорожного покрытия, проходимости дорог и перевалов, источниках питьевой воды, основных природных достопримечательностях встречающихся по пути. Поделимся информацией по техническому оснащению, рациону питания во время похода, достойных кафе и гест-хаусов, в которых мы останавливались в населенных пунктах. Дадим полезные и нужные рекомендации. Разумеется, в отчете представлены схемы и треки маршрутов с описанием каждого путевого дня.
Подготовка к походуПоход был спланирован заранее, примерно за полгода. Примерно месяцев за пять были заранее куплены билеты на самолет. Летели Аэрофлотом по маршруту Минск — Москва — Манас (Бишкек).
Участники похода должны были заранее подготовить личное снаряжение и одежду, обслужить велосипеды, иметь накат с начала года примерно в 1,5 тыс. километров.
За неделю до выезда провели очную встречу, на которой проверили по спискам готовность личного снаряжения, распределили общее снаряжение. Обсудили бюджет затрат на поход и возможные риски связанные с утерей велосипедов авиакомпанией при перелете. Данный риск закрыли страховым запасом денег, который брали с собой на возможную покупку новых велосипедов и снаряжения в Бишкеке.
23 июля: День первый — Вылет
Аэрофлот нас не подвел, рейсы не переносились и мы, собранные и подготовленные, благополучно вылетели в Киргизию ровно по плану 23-го июля.
Пересадка в Москве и ночной перелет до Манаса — главного аэропорта страны, который расположен относительно недалеко от Бишкека, столицы Киргизии.
24 июля: День второй — Прикаточный
Аэропорт Манас — Озерное — Бишкек — Кок-Джар — Кои-Таш — Горная Маевка — Норус — Горная Серафимовка
Проехали: 78 км
Набрали: 1 070 м
Высота ночевки: 1 520 м
Рано утром, часов в пять, не сильно выспавшись, прилетаем в Манас. Манас — это вообще имя героя местного
Получаем багаж, велики, фиксируем первые убытки и идем распаковываться. Делаем это сразу по выходу из аэропорта в небольшом укромном дворике около кафе сомнительного вида.
Для полноты понимая, что есть авиаперелет с велом, вот примерный перечень потерь. На Сашином байке сорвали седло, оторвали рог, погнули передний переключатель. Велосипеду Алика загнули большую звезду на системе. У Ромы примотанная к раме крупной и толстой стяжкой контактная педаль прилетела отдельно. Хорошо, что вообще прилетела, а то пришлось бы ему крутить одной ногой до самого Бишкека… Остальным досталось по мелочи.
Починились, собрались, упаковались, купили симку местного оператора и выехали из аэропорта в сторону Бишкека. Едем не по основной трассе, а по второстепенным дорогам, так меньше траффика и свободнее дорога. Вполне приличный асфальт. Отличная погода.
Горы возникли как-то вдруг. Поднимаешь глаза от дороги и видишь сквозь дымку высоко над собой острые вершины, на которых сияет снег под утренним солнцем. Кажется, что прямо в эти высоты ты сегодня и должен будешь карабкаться и не понимаешь, как это вообще возможно! Белые облака и чуть ниже их — белые ледники. Все так близко. Прямо перед тобой и над тобой.
Продолжаем ехать по шоссе. Одно время сворачиваем в сторону полей и пробираемся по полевым дорожкам через заросли тростника и конопли ростом выше человека. Да, тут все самое настоящее — Чуйская долина.
Конопля в рост человека
Перед Бишкеком покупаем и съедаем первый арбуз. Очень сладкий. Заплатили за него что-то порядка {replace32}nbsp;1,5. В пять раз дешевле, чем у нас.
В городе нас интересует банк (нужно поменять деньги на местные сомы), базар (где закупаемся продуктами на первый горный выход), веломагазин (Саше нужно новое седло), а также заезжаем в местную
Бишкек маленький, зеленый, шумный, пыльный и весьма грязный город, хоть и столица. Но такой же бедный, как собственно и вся страна. Старые дома, еще советских времен постройки, вдоль дорог проложены арыки, по которым течет вода — чистая в горах и мутная в долине. Жители города весьма разные, много азиатов (что не удивительно), но немало встречаем и людей славянской внешности. Говорят, раньше население Бишкека состояло на 70% из русских, потом они уехали.
Молодежь либо равнодушно смотрит мимо тебя, либо откровенно глазеет на нашу группу. Наверное, велосипеды вызывают этот интерес. Заметны элементы радикализма на религиозной основе по отношению к людям другой культуры. На базаре, Ромку за короткие велошорты, грозились зарезать. Вряд ли всерьез была эта угроза, но высказали ее по злому и громко.
Сам базар (мы были на Ошском базаре) очень колоритен, хотя в основном торгуют повседневной снедью. У нас так Комаровка, Червеньский и прочие Ждановичи выглядели в середине 90-х. Понравились ряды с сухофруктами и пряностями. Заметили одну особенность — тут никто никуда не торопится!
Леша копит силы
Очень тепло (на самом деле +37 С в тени). Проезжаем немного в сторону предгорья и останавливаемся на обед в живописном ресторанчике под названием
После обеда продолжаем ехать асфальтом через населенку к горам. Крутим в равномерный тягун, изредка разбавленный небольшими взлетами. Очень жарко, благо магазинчики с холодной водой и напитками встречаются на каждом повороте.
LET'S GO! - пьется о-го-го!
Некоторым из нас понравился лимонный LET’S GO!, именной лимонный. Хорошо пьется и никакой химии в составе, даже сахара в меру. Брать именно лимонный!
Пошли горки
Сворачиваем еще ближе к подножью гор и после Горной Маевки начинаются горки и седловины на мини-перевалах долины, по которой мы едем.
Первый наш горный хребет подходит справа к дороге. Его вершины уже рядом. Глаза высматривают перевалы, к которым ехать на следующий день.
В горы - это вон туда
На ночлег располагаемся у ручья в тихом и уютном месте. Ужинаем и пьем чай. Поход начался замечательно! Солнце заходит и к ночи начинает холодать.
Мечеть и минареты
Горная Серафимовка — Тогуз-Булак — Карагай-Булак — р. Туюк — кумысолечебница «Белсаз» — пер. Бельсаз (1 942 м) — дол. Кегеты — водопад Кегеты — и далее по долине
Проехали: 53 км
Набрали: 1 745 м
Высота ночевки: 2 300 м
Доброе утро!
Ночь прошла отлично, мы хорошо выспались под шум ручья. Ну, а тот, кто не поленился высунуть голову из палатки и поднять глаза вверх мог увидеть бескрайнее ночное небо, усыпанное яркими звездами.
Асфальт заканчивается
Начинаем втягиваться в походный ритм — утром подъем, завтрак, чай, упаковать вещи, свернуть палатки и поехали! Сегодня — к перевалам.
Вид на долину
Тогуз-Булак — там есть небольшой магазин, выбор продуктов не сильно разнообразный, но те же пряники, воду, макароны купить можно. Асфальт продолжается до вершины первого безымянного перевала. Заехалось туда весьма легко.
Спускаемся к дороге на Ишпай
Спуск был быстрый, частично по гравейке, местами попадались остатки дороги с более крепким покрытием.
Горный поток, железный мосток
Перед Ишпай сворачиваем в долину р. Туюк. Едем вдоль реки. Дорога грунтовая, каменистая, уклон градусов семь, набираем высоту.
Переправа через р. Туюк
Доезжаем до деревянного моста через реку. Делаем остановку и устраиваем небольшое купание.
Первое купание
После переправы идем по тропе вверх, градиент значительный.
Подъем тропой вверх по склону
Встретилась первая юрта. Хозяйка угостила куртом — это шарики сухого соленого сыра. Неплохо идут в жару с курагой и родниковой водой.
Курт - сухой соленый сыр
Идем из долины
Продолжаем идти вверх по склону. Велосипеды ведем как девушек — под ручку. Уклон 15-18%.
Крутая тропинка
Добираемся до перегиба хребта. Перед нами небольшая долина, по которой едем, продолжая набирать высоту.
Горное плато
В долине пасут скот — лошади, коровы. В конце долины расположена
Лошади на выпасе
Кумыс делают из кобыльего молока. Он имеет резкий кислый вкус, чем-то даже похожий на арбузный, но при этом хорошо освежает и утоляет жажду. Еще его как-то коптят, жаль не расспросили про технологию. По первому разу лучше много не пить, не больше одной чашки. Все же питье не привычное нам, может вызвать бурное естественное очищение организма.
На пути к перевалу Бельсаз
Еще немного проезжаем вверх по грунтовой дороге и останавливаемся на вершине перевала Бельсаз. Перед нами виды на альпийские луга и склоны заросшие высоким темно-зеленым хвойным лесом.
Вид с перевала на спуск
Немного спускаемся и располагаемся у ручья на обеденный чай. Вода в ручье чистая и холодная. Собственно все наши обеды в походе, как правило, состояли из лепешки, рыбной консервы и чая с печеньем.
Отлично едем
После обеда начинаем спуск в долину. Дорога грунтовая, с естественным щебнем. Пошли первые пробои колес от ударов по камням, слишком малое давление в камерах. Чинимся.
Спуск к ручью
Спуск весьма быстрый, возникает азарт и руки отпускают тормоза. Но на предательских камнях у Саши срывает колесо и он падает. Повезло — отделался царапинами на колене и руках. Лечимся.
Сворачиваем в Кегитинское ущелье, начинается подъем к перевалу Кегеты. Дорога грунтовая, но очень хорошая, насколько это возможно в здешних местах.
Водопад Кегеты
Доезжаем до водопада, она расположен совсем рядом с дорогой и весьма популярен у туристов, путешествующих по здешним местам. Водопад не слишком большой и высокий, но тем не менее очень красивый.
Немного повеселились — Леша решил пробежаться под струями воды, падающей со скалы, и был весьма удивлен полученному результату.
Водопадный душ
Возвращаемся к велосипедам и продолжаем подъем. Встречаем местного представителя лесной службы, отдали 250 сом. Вроде за то, что едем по заповеднику, типа экологический сбор. Без чека, но с распиской.
В ущелье становится прохладно. Особенно тянет холодом от воды. От вершин вниз спускаются потоки остывшего на высоте воздуха.
Периодически попадаются небольшие турбазы. По одной видно, что заброшена и уже давно.
Уклон подъема не слушком крутой, но к концу дня усталость берет свое, едешь на самых маленьких передачах, скорость около 5 км/ч.
Идеальное место
Подыскиваем место для ночлега, их встречаем не мало. В итоге останавливаемся на ровном возвышении, на котором достаточно места для наших палаток и походной кухни.
Пока готовится ужин, принимаем водные процедуры. Вода в ручье настолько холодная, что сводит пальцы.
Ужин. Вечерний чай. Изучение высотного профиля маршрута — наше любимое чтение на ночь. Ложимся спать.
26 июля: День четвертый — Перевал Кетегы
Дол. Кегеты — пер. Кегеты через Киргизский хребет (3 805 м) — р. Восточный Каракол — Джоналыш — Доналыш — Чоналыш — Карамойнок — Кызылтюбе — р. Восточный Суек
Проехали: 63 км
Набрали: 1 600 м
Высота ночевки: 2 150 м
Ранний подъем. Завтракаем и собираемся. Сегодня мы идем на перевал Кегеты. Выходим на маршрут в восемь утра.
На пути к перевалу
Покрытие дороги весьма хорошее, но из-за градиента ехать не всегда легко, выручают ноги. По езде первый у нас Леша, пешком получается у Вовки, остальные просто равномерно набирают высоту в своем темпе.
Вершины Киргизского хребта
Через пару часов подходим к перевалу. Подъем к нему вьется серой змеей, сначала через зону горных лугов, а на последних сотнях метров набора, между камней, скал и осыпей. Слева от перевала свисает ледник, от него текут ручьи с талой водой. Ниже они сливаются в небольшой поток, который устремляется вниз по ущелью.
Через горный ручей
Дошли до высоты примерно в 3 000 метров. Начинает ощущаться нехватка воздуха, дышишь в два раза чаще, все же высотная акклиматизация пока не полная. А может это просто дух захватывает от красот, что раскинулись вокруг?
У подножья перевала
Перекусываем сухофруктами и идем дальше. Стали попадаться тутошние представители грызунов — сурки. Жирные и шумные, но пугливые в этих местах.
Начинаются снежники
Продолжаем набор высоты. Встречаем других туристов. К нам навстречу спускается пара из Германии, едут на подвесах. Леша догоняет группу из Нижнего Новгорода, они впереди нас примерно минут на 20.
Серпантин
При подходе к вершине перевала начинает портиться погода. Соседние вершины укутываются черными тучами, начинается гроза, доносятся раскаты грома, идет дождь. Температура падает примерно до 10 градусов. Утепляемся и одеваем мембраны.
Дождь над хребтом
Крутизна склона растет. Осталось не так уж и много, но эти последние сотня-две метров набора самые тяжелые. Леша где-то впереди, остальные идут медленно, с частыми остановками. Пульс временами вырастает так, что в голове начинают стучать мелкие молоточки. Алгоритм в этой ситуации простой — остановиться, отдышаться, передохнуть, пройти следующие метров 20-40 и снова отдохнуть. И так до самой вершины.
Тяжелый путь к вершине
Ледник устраивает шоу. Из подтаявшего от дождя льда вырываются камни и с шумом устремляются вниз, подпрыгивая и производя резкий звук колющегося льда. Хорошая компенсация за испортившуюся погоду.
Ледник
Перевал взяли в 13:15, Леша взошел первым. Вернее фактически закатил, вот такой вот «король горы».
Последний подъем
На перевале собираемся вместе, делаем фото и в 13:30 начинаем спуск вниз.
На перевале Кегеты
Спуск очень неудобный. Круто и дорога усыпана камнями. Идти приходится все время пешком. Примерно до первого моста через поток, что течет от снежников этого склона хребта. Мы даже рады, что шли на перевал с другой, более пологой стороны.
Спуск с перевала
Дальше уже можно ехать. Уклон становится более пологим. В одном месте перелазим через все еще не растаявший снежник. Потом сразу Саша и Леша бьют колеса на камнях. Саша — с разрезом покрышки.
На снежнике
Что ж, это хороший повод для обеда, пока идет ремонт. Делаем чай, перекусываем, чинимся, пакуемся и продолжаем путь.
Долина реки Восточный Каракол
Спускаемся ниже. Появляются первые стада и юрты чабанов. Великолепие этих мест и видов очень нас впечатляет.
Пасущиеся в долине отары овец
Начинается затяжной пологий спуск в долину Восточного Каракола. Дорога отличная, позволяет держать хорошую скорость. Сам спуск имеет протяженность примерно 20 км. За время спуска по сторонам дороги наблюдаем различные гидротехнические сооружения, по которым вода направляется к полям, раскинувшимся в самой долине.
Речная долина
Приехали в населенку, селение Джоналыш. В первом попавшемся магазине пополняем запас продуктов. Магазины встречались и дальше.
Еще какое-то время едем дорогами между селениями. Надвигаются сумерки и мы подыскиваем место для ночлега. Становимся на ночевку в 19:00 на реке за садом, куда заехали по приметной тропе.
Мост через реку
Читать продолжение — Тянь-Шань на велосипеде — часть 2/5
Сам уже второй день пишу заметку про только что закончившийся круиз! Надеюсь, что завтра закончу и опубликую.