Впервые опубликовано на форуме poehali.net
Предыдущие части:
Тянь-Шань на велосипеде — часть 1/5
Тянь-Шань на велосипеде — часть 2/5
30 июля: День восьмой — Долина сурков и долина камней
Долина Калкагар — пер. Кулак-Ашу (3 400 м) — долина р. Карасу — ущ. Ташрабат — караван-сарай — хр. Ат-Баши
Проехали: 55 км
Набрали: 1 400 м
Высота ночевки: 3 466 м
Часть 1. Долина сурков
Встаем рано утром, в 05:30. Из-за высоты в такое время ощутимо свежо, поэтому бодро завтракаем, собираемся и катим вниз.
По долине
Погода отличная, едем с полным удовольствием. Вскоре пересекаем реку, начинается плавный подъем к перевалу Кулак-Ашу (3 400 м).
Дорога просто отличная, ровная, чистая, с небольшим градиентом. Все время можно ехать, временами даже быстро. Воды тоже хватает.
Зеленые склоны холмов, что протянулись вдоль дороги, сплошь изрыты норами сурков. А сами хозяева этих жилищ носятся по обеим сторонам подъема и свистят вслед нашей группе. В Киргизии действует мораторий на охоту на этих грызунов, шкурки сбывать некуда, вот их и расплодилось в неведомых количествах.
На перевал заехалось очень легко. Перед самой вершиной преодолеваем несколько изгибов серпантина и долина остается за спиной.
Утепляемся и устремляемся вниз. Спуск становится просто подарком для нас. Ровная и чистая от крупных камней, прямая как полет стрелы дорога, позволяет разгоняться до 65 км/ч. Только общее благоразумие не дает волю азарту сделать на этом спуске абсолютный рекорд похода по скорости. Все же мелкие камни под колесами могут сыграть дурную шутку.
Спуск продолжается порядка 10 км и заканчивается на перекрестке с асфальтированной дорогой, что ведет из Китая.
Быстрый, быстрый спуск
От этого места еще пару километров до поворота и мы едем к караван-сараю Таш-Рабат. До него 15 км по горной дороге.
Гостевые юрты
Ехать по-прежнему весьма приятно. Градиент не большой, не жарко, вода есть постоянно, причем вкусная. Вокруг поднимаются зеленые склоны, прорезанные серыми скалами, что протянулись подобно спинным гребням динозавров.
Скальные ворота
Подъезжаем к караван-сараю. На последних сотнях метров нас накрывает градом. Заряд короткий, но сами градины ощутимо бьют по шлему, плечам и спине.
Караван-сарай Таш_рабат
Заказываем обед и идем осматривать само сооружение. В давние времена здание служило гостиницей и наверное складом товаров на Великом шелковом пути, который проходил по здешним местам.
Купол сооружения
Вход стоит 100 сом (с иностранца). Внутри по сути ничего особо интересного нет. Видны следы современной реконструкции, весьма грубые.
Ромка
Возвращаемся к гостевым юртам, умываемся в реке и роскошно обедаем — шарпо, жареная картошка с гречкой и салат. А к чаю подали всякие местные вкусности, печенье, варенье, яблоки и прочее. В общем обедали часа два!
Красивый обед
Часть 2. Долина камней
Первые трудности
После обеда выходим на подъем к перевалу Таш-Рабат.
Путь по воде
Буквально через 700 метров дорога исчезает, начинаются завалы камней. Тащим через них байки.
На крутом подъеме
Пару километров идем в таком режиме, потом становится проще — появляются конные тропы и просто травяные склоны.
Конные тропы
Неоднократно пересекаем реку и ручьи, встречаем развалины построек чабанов. Где-то удается ехать, но в основном идем.
Где тут можно стать?
В итоге проезжаем порядка 10 км и становимся на ночевку на склоне горы. Не очень удобно, но лучших вариантов на сегодня не будет.
Пологий склон
Надвигается гроза, нас немного цепляет градом. Палатки ставим по штормовому. Готовим ужин. Завтра идем на перевал Таш-Рабат.
Наш бивак
Хр. Ат-Баши — пер. Таш-Рабат (3 975 м) — оз. Чатыр-Кель — Аксайская долина — р. Аксай
Проехали: 71 км
Набрали: 750 м
Высота ночевки: 3 350 м
Часть 1. Таш-Рабат
Ночью случился небольшой морозец. Легкие спальники, неровный склон — спалось не очень удобно. Но в 06:00 началось хорошее утро.
Ромка выходит на штурм перевала
Завтракаем, собираемся и выходим к перевалу. Практически с самого начала идти трудно и местами сложно. По камням, лошадиной тропой, градиент 17%.
Перевал Панда
Наш перевал находится на западе. Рядом есть более высокий Панда, тропа к нему идет в восточном направлении.
На серпантине
Особенно трудно дается финальный серпантин. За раз проходится не более 20 метров. Пару секций фактически приходиться нести велосипед и рюкзак на руках. На тропе места только что бы поставить ноги. Много сыпучих камней.
Взаимовыручка
Вовка с Лешей на перевал заходят первыми. Практически сразу спускаются обратно и помогают остальным подняться к вершине. Градиент на этом участке 25%.
На перевале Таш-Рабат
Высота перевала 3 975 м. Немного не достали до 4-х тысяч. Подкрепляем силы сухофруктами и начинаем спуск вниз.
Вид на озеро Чатыр-Кель
Первые 200 метров сброса высоты тоже сложны. Фактически идем прямо вниз по крутому склону горы. Дело продвигается медленно.
Спуск по "крутяку"
Затем начинается дорога, по ней спускаемся до самой долины озера Чатыр-Кель. Дальше собственно дороги как таковой нет.
Лощиной к озеру
Едем к переправе через реку Кёкайгыр по азимуту пользуясь навигатором. Окрестности вокруг озера — практически полупустыня. Тройка местных пастухов на лошадях застыли у своего стада неподвижной скульптурой и издалека кажутся дикими разбойниками, высматривающими торговый караван.
Полупустыня в озерной долине
Брод через реку
Подъезжаем к переправе через реку. Переходим ее вброд, воды не много, всего лишь по колено. Тут же на реке делаем обед.
Часть 2. Гравейка
После обеда едем к горам. Но для начала нужно выбраться на грейдер, что идет вдоль границы с Китаем. Собственно до Китая остается по прямой километров 15.
На китайской границе
Совершенно случайно находим след от машины, по которому выбираемся на полевую дорогу. Уже по ней, довольно быстро, выбираемся на гравейку.
Для лошадей преграды нет
Поворачиваем на восток. Справа от дороги тянется демаркационная линия (забор с колючкой). Едем вперед.
Хребет Ат-Баши
Кстати воду стоит на реке взять с запасом. Чистых источников довольно долго не попадалось по пути.
Наблюдательная вышка
Гравейка тянется на многие километры, а качество ее плохое. Особенно неуютно Вовке на ригиде. Тряска отбивает руки, он периодически немного отваливается от группы.
Вам по стрелке
Собственно терпения нужно набраться на 50 километров монотонной езды по трясучей дороге, которая то и дело пересекает плесы речного русла, а то и просто идет по нему.
Стадо яков
Приближаемся к предгорью. Начинают попадаться стада, а вдалеке виднеется пара юрт.
И снова брод
Теперь нужно переправляться через р. Терек. И на этот раз брод простой — воды по колено, она теплая, рукавов потока несколько, переходятся легко.
Река Терек
После брода выходим на берег и располагаемся на ночевку.
Завхоз снимает пробу
Вечером к нам в гости заглядывают любопытные местные пастухи. Общаемся с ними, расспрашиваем их, как они здесь живут, особенно зимой.
Солнце нас покидает
01 августа: День десятый — Озеро Кёль-Суу
Р. Аксай — Аксайская долина — долина Кульджабаши — пер. Кичике-Сарыбелес — оз. Кёль-Суу
Проехали: 61 км
Набрали: 750 м
Высота ночевки: 3 520 м
Лошадиный табун
Подъем как обычно, даже немного ранний. Пока собираемся, к нам вместе со стадом подъезжают вчерашние пастухи. Рассказывают, что сегодня у них праздник чабана и в местном культурном центре, что будет дальше на нашем маршруте, будет собрание кочевников всей здешней округи.
Остатки блиндажа
Мы обычным порядком собираемся и выезжаем. Едем снова по гравейке порядка 30 км. Вокруг ничего особо привлекательно и интересного. Брошенная застава, полузасыпанный песками опорный пункт, вероятно оставшийся после учений местных вояк.
Мост через Кульджабаши
Сворачиваем в сторону гор. Через поток реки Кульджабаши переезжаем по деревянному мосту. Тут же встречаем Арслана — профессора из местной Академии Туризма.
В холмах
Дальше начался набор высоты. Но перевал не высокий и градиент не большой, хорошо крутится. Пару мест проходим ногами.
Зеленая долина
Выезжаем к реке Кёккыя. Чуть выше по течению, у стойбища, есть брод. Там и переходим реку.
Кёккыя
Глубина потока чуть выше колена, но течение бурное. Легче всего бродить его в обуви, нога держится крепче на камнях. Еще хорошо переносить по отдельности велосипед и рюкзак, за два прохода.
Спуск к броду
После брода едем к озеру Кёль-Суу. Это озеро образовалось за дамбой-завалом и нависает над долиной. Путь к нему местами немного заболочен, приходится переходить несколько ручьев.
Бролим бурный поток
В одном месте из скалы вырывается поток воды — это вода самого озера, которая нашла себе путь через трещины в основании горы.
Ледники на вершинах хребта
По небольшому серпантину выходим к берегу озера. По пути встречаем туристов, которые несут байдарку.
Вода нашла себе путь
Вода в озере чистая, бирюзовая и очень холодная. Течет она с ледников, до которых метров 300-400 по высоте.
Выход к озеру
Первым делом располагаемся и устраиваем стирку вещей и купание. Вода обжигает холодом, но оно того стоит.
Мы хорошо едем, опережаем график, Саша объявляет полудневку. К вечеру поднимается ветер, палатки приходится установить по-штормовому.
Озеро Кёль-Суу
Ужин. Отбой. Яркая луна в отражении вод озера. Красота!
Укрывшись за скалой
02 августа: День одиннадцатый — Неизвестный перевал
Оз. Кёль-Суу — щель Куваткыштау — Аксайская долина — р. Тюзашу
Проехали: 51 км
Набрали: 800 м
Высота ночевки: 3 115 м
Поздний завтрак
Отдых продолжается. Поздно встаем, медленно завтракаем, медленно собираемся.
Синева и бирюза
Общаемся с туристами, что пришли посмотреть на озеро. Особенно хорошо удается поговорить с поляками. Наблюдаем горную козу с маленьким козленком.
Кёль-Суу и дамба его создавшая
Наконец выдвигаемся и едем обратно. Кёль-Суу бродим выше по течению, там где она распадается на два рукава. Здесь мельче.
Бродим воду
В стане пастухов покупаем лепешек и кумыса. Хозяева приглашают нас в дом. Сидим, кушаем, разговариваем с хозяином дома. Нас угощают сливками и маслом из молока яков.
Юрты и бензоколонка
Подкрепившись, следуем дальше. Саша немного меняет планы и вот мы лезем в крутой перевал. Пешком и по жаре. Вспоминается Таш-Рабат, но без сыпухи. Градиент 24%.
Нежданчик
Небольшой спуск с перевала. Потом бродим по окрестным холмам весьма продолжительное время. Нормальных дорог тут нет. Чистой воды тоже.
Вид с перевала на долину реки Кёккыя
Основной ориентир для движения — остатки столбов, которые стояли в ограждении дороги.
"Мегалиты"
««
""
Можно сказать, что перевал этот для крепких духом, какими мы в итоге и оказались.
Нагорье
По конной тропе находим спуск к дороге ведущей на Нарын. Какое-то время едем по ней. Встречаем девушек-мотоциклисток из Польши.
Бродяга высокогорных равнин
Вечереет. Есть проблема с местом стоянки у источника чистой воды. Ищем где стать на ночевку. В итоге даже пришлось вернуться на пару километров назад, что бы стать на ночь лагерем у реки.
Длинная конная тропа
Очень ветрено, с гор идут дождевые тучи. Облачность закрывает небо, но сам дождь еще не начался.
Синие горы
Ужинам. К нам подъезжают местные (мы стоим около юрты), приглашают нас в гости. Мы отказываемся, так как «господа» уже весьма навеселе.
Стоянка на реке Тюзашу
Завтра ранний подъем, так как нам нужно в Нарын. До него больше сотни километров.
Читать продолжение — Тянь-Шань на велосипеде — часть 4/5